Ринальди Антонио

Ринальди Антонио

РИНА́ЛЬДИ Антонио (1709—94) — архитектор. Учился и работал в Неаполе, был помощником Л. Ванвителли в стр-ве королевской резиденции в Казерте (1740—52). С 1752 — в России. Работал у гетмана Украины К. Разумовского в Батурине. Из провинц. работ Р. сохранилась ц. св. Екатерины в Ямбурге (ныне Кингисепп, Ленингр. обл.). С 1754 — арх. двора наследника, затем имп. Петра III, работал в его резиденции в Ораниенбауме. Им созданы интерьеры Большого дворца и парадная лестница с его террасы в Нижний сад; дворец в крепости Петерштадт; Китайский дворец и Катальная горка (1756—66). Р. проектировал и сады. Ораниенбаумские постр. Р. — единств. в России крупный ансамбль, целиком выдерж. в формах рококо. Особый интерес представляет виртуозное применение нетрадиционных мат-лов. В 1760—70-е гг. Р. построил для Г. Орлова Мраморный дворец в Петерб. Фасады дворца сохранились, но со временем была нарушена композиция — гл. фасад, по проекту выходивший на Красный канал, оказался дворовым. В интерьерах сохранилась парадная лестница, украш. барельефным портретом Р. работы Ф. Шубина, и нижний ярус Мраморного зала. Здание и интерьеры облицованы цветным камнем и являются редчайшим образцом позднего итал. Ренесс. в С.-Петербурге. В то же время Р. строит для Г. Орлова загородную резиденцию в Гатчине. Здесь он создает с 1766 первый в России англ. парк с романтич. Охотничьим замком. В парке было всего три сооружения: источник, окультуренный изыск. формы рокайльной рамой, "античные" обелиск в честь А. Орлова и "колонна Орла" — своеобразный знак фамилии. Возможно, Р. построил и т. н. "Круглую ригу" — как бы древний замок, обращенный в хоз. постройку. В целом — ностальгия по "золотому веку" и воплощение идеалов Руссо, к-рого Г. Орлов приглашал поселиться в Гатчине. Гатчина, созданная Р., оказалась идеальным культурным пространством для подчеркнуто рыцарственно-романтичного Павла Петровича, получившего ее в 1783. Все дальнейшее стр-во в Гатчине, к-рое вели при Павле I В. Бренна, Н. Львов, А. Захаров, было развитием эстетических и этических идей, заложенных Р. Благодаря Павлу Гатчина стала одним из программных пространств рус. культуры, программа же во многом восходит к Р.

В 1770-е гг. Р. работал в имп. резиденции в Царском Селе. Ему традиционно приписывается пять триумф. памятников, хотя не везде это подтверждено документально. Это: Катульский обелиск в честь победы гр. Н. Румянцева (1772), Морейская колонна победе гр. Ф. Орлова (1770), Чесменская ростр. колонна в честь победы гр. А. Орлова, Крымская колонна и Гатчинские триумф. ворота в честь заслуг гр. Г. Орлова (1771—82). Все они выполнены из мрамора в виде античных пам. и располагались в пейзажных англ. парках. Надписи на них говорят о совр. событиях, и тем самым достигается уникальный эффект: антич. как бы претворяется в совр., а совр. — в антич.; значимость увековеч. лиц и событий возрастает до значимости героев античного мира. Точно найденный масштаб пам. соразмерен человеку и дает возможность каждому ощутить свою сопричастность запечатленному. Найденное Р. худ. решение закрепило за Царским Селом значение сада ист. памяти и оказало огромное воздействие на всю рус. поэзию. Позже, с появлением терм Камерона, эти пам. органически вошли в образ "античного" пространства в России, ставшего одной из программ русской культуры.

В 1780-е гг. Р. работал в Петербурге, где построил Большой т-р, 3-й Исаакиевский собор, Тучков буян и др. В 1784 Р. уезжает в Рим, где умирает спустя 10 лет.

Р. творил в формах итал. Ренесс, часто используя эл-ты итал. барокко и рококо. Изменчивость, неопределенность рококо, игра пространством, стилем, формой — все это в полной мере присуще творчеству Р.

А. Ринальди. Мраморный дворец. Санкт-Петербург

А. Ринальди. Мраморный дворец. Санкт-Петербург

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Ринальди Антонио" в других словарях:

  • Ринальди, Антонио — Антонио Ринальди Antonio Rinaldi Барельеф работы Ф. И. Шубина, 1777 год Основные сведения Гражданство …   Википедия

  • Ринальди Антонио — Антонио Ринальди. Барельеф работы Ф. И. Шубина, 1777 год Антонио Ринальди (итал. Antonio Rinaldi, около 1710 10 апреля 1794, Рим) итальянский архитектор, работавший в России. Учился у Л. Ванвителли. В России с 1751 года, в 1756 1790 годах… …   Википедия

  • Ринальди, Антонио — Антонио Ринальди. РИНАЛЬДИ (Rinaldi) Антонио (около 1710 94), архитектор. По происхождению итальянец. С 1751 работал в России. В постройках Ринальди отразился переход от барокко к рококо: постройки в Ораниенбауме (ныне Ломоносов), дворец в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ринальди Антонио — (Rinaldi) (около 1710 — 1794), архитектор. По происхождению итальянец. Работал в России с 1751 (по другим источникам, с 1752). В 1756—90 (по другим источникам, в 1754—84) придворный архитектор. В постройках Ринальди отразился… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Ринальди Антонио —         (Rinaldi) (около 1710 1794), итальянский архитектор. Учился у Л. Ванвителли. Работал в России (с 1751). В 1756 90 придворный архитектор. В постройках Ринальди отразился переход от архитектуры барокко и рококо с их пластическим богатством… …   Художественная энциклопедия

  • Ринальди Антонио —       (около 1710 1794), архитектор. По происхождению итальянец. Работал в России с 1751 (по другим источникам, с 1752). В 1756 90 (по другим источникам, в 1754 84) придворный архитектор. В постройках Р. отразился переход от барокко и рококо с их …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Ринальди Антонио — (Rinaldi) (около 1710  1794), архитектор. По происхождению итальянец. С 1751 работал в России. Павильон «Катальная горка» (1762 74) и Китайский дворец (1762 1768) в Ораниенбауме связаны с традициями архитектуры стиля рококо. Мраморный дворец в… …   Энциклопедический словарь

  • Ринальди Антонио — Ринальди (Rinaldi) Антонио (около 1710 ‒ 10.4.1794, Рим), итальянский архитектор, работавший в России. Учился у Л. Ванвителли. В России ‒ с 1751, в 1756‒90 придворный архитектор. Сооружения Р. отражают переход от сложности объёмно… …   Большая советская энциклопедия

  • Ринальди Антонио — (? после 1759) итал. артист, педагог, балетм. венецианской школы (псевд. Фоссано). С 1733 выступал на сцене т ра Сан Самуэле в Венеции. Был известен как виртуозный комич. танцовщик. Ставил комич. балеты, танцы в оп., напр. в Джиневере Селлитти. В …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Ринальди, Антонио (Антон Антонович) — архитектор, строитель при Ек. II Гатчинского дворца, Мраморного дворца, ц. Вознесения и Исаакиевского собора в СПб.; род. 173? г., † 179? г. (?). {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»